В России Всемирный день защиты прав потребителя отмечается с 1992 года, в этом году был принят Закон РФ  «О защите прав потребителей», который закрепил потребительские права граждан, а также права и обязанности торгующих или оказывающих услуги организаций.  

      Федеральный Закон «О защите прав потребителей» – один из наиболее часто применяемых российских законов. Важность этого закона несомненна, именно он обеспечивает действенную правовую защиту потребителей от недобросовестных производителей, продавцов, исполнителей.  

 В рамках профессиональной недели предметно-цикловой комиссии «Социально-экономического и естественно-научного профиля» студенты и преподаватели Экономического отделения ЗТТиЭ  подготовили и провели Акцию – Всемирный день защиты прав   потребителей!

В социальных сетях,  в группе ЗТТиЭ, были размещены анонс и объявление о проведении Акции. На приглашение участвовать в викторине «ЗНАЙ и ПРИМЕНЯЙ» откликнулось более 600 человек  из всех отделений нашего учебного заведения.

Программа Акции была достаточно широкой.

  1. Студенты старших курсов 3 Д и 3МТ провели исследовательскую работу по изучению знаний Федерального Закона « О защите прав потребителей» жителями нашего города.

Студентами была разработана анкета и проведен опрос 278 респондентов, обработана  полученная информация,  систематизированы данные и представлен  отчет о  пилотном социологическом  исследовании. Результаты показали:

На вопрос 3.  Знаете ли Вы закон Российской Федерации "О защите прав потребителей"? 36% ответили – ДА, 18% - НЕТ; 46% - ЧАСТИЧНО

На вопрос   4.Приходилось ли Вам (членам Вашей семьи, знакомым) приобретать некачественные товары ответили  - 77% -ДА; 23%- НЕТ.

На вопрос   5. Если да, то какие в большей степени

продовольственные товары

64.9%

товары для детей

 11.09%

лекарственные препараты

9.47%

парфюмерно-косметическая продукция

 3.23%

швейные и трикотажные изделия

12.01%

меховые изделия

0.92%

бытовая техника

16.86%

фото- киноаппаратура

 0.69%

телефонные аппараты и аксессуары

6.24%

обувь

23.09%

строительные материалы

8.31%

товары бытовой химии

10.62%

мебель

9.93%

изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней

 0.69%

другое

 30.48%

На вопрос 8  В случае приобретения некачественных товаров или оказания некачественных услуг отстаивали ли Вы свои права? 67%-  ДА, СТАРАЛСЯ(АСЬ) ДОГОВОРИТСЯ И НАЙТИ КОМПРОМИСС САМОСТОЯТЕЛЬНО; 7%- ДА, ОБРАЩАЛСЯ(АСЬ) К СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ; 26%- НЕТ, НЕ ВИЖУ В ЭТОМ СМЫСЛА

На вопрос 10 Если обращались к специалистам по защите прав потребителей, то в какой орган?   10% ОБРАЩАЛИСЬ В АДМИНИСТРАЦИЮ ЗГО;  12,24% - РОСПОТРЕБНАДЗОР; 60% - В ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ.

На вопрос 11 - Результат Ваших действий? ТРЕБОВАНИЯ УДОВЛЕТВОРЕНЫ ПОЛНОСТЬЮ У 50,4%; УДОВЛЕТВОРЕНЫ ЧАСТИЧНО – 29,3%;  НЕ УДОВЛЕТВОРЕНЫ – 20,3% ОПРОШЕННЫХ.

Исследования позволили выявить уровень знаний и сделать выводы по  созданию условий для эффективного развития системы обеспечения прав потребителей в городе Златоусте, направленной на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов и формирование у населения навыков рационального потребительского поведения.

  1. Студенты группы 3 Д с преподавателями Прокопенко И.А. и Сатосовой Г.В. провели экскурс в историю праздника. 30 лет  как принят и работает Федеральный Закон «О защите прав потребителей».

День защиты прав потребителей ежегодно проводится под определенным девизом. 15.03.2022  празднование Всемирного дня потребителей  проходило под девизом – «Fair Digital Finance  - Справедливые цифровые финансовые услуги».

Онлайн викторина,  в которой поучаствовали 169 студентов из 10 групп экономического отделения, позволила  проверить свои знания Федерального Закона, увидеть свои результаты, ошибки, рейтинг среди всех участников.

   

Результаты онлайн викторины послужили посылом каждому студенту изучать Закон, чтобы защитить свои  права, которые гарантированы ФЗ РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-I "О защите прав потребителей"

Каждый потребитель имеет право на:  информацию, безопасность,  осознанный выбор,  быть услышанным,  возмещение ущерба,  потребительское образование,  удовлетворение базовых потребностей,  здоровую окружающую среду.

  

  1. Студенты группы 1Д с классным руководителем Сомовой С.С. подготовили и провели открытый классный час для групп 1 курса  «Защита наших прав». Все студенты, которые присутствовали в актовом зале, проявили интерес  к теме, внимательно слушали, обменивались своим  потребительским опытом и потом еще долго обсуждали важность данной темы. Преподаватели  спец.дисциплин Прокопенко И.А., Сатосова Г.В., Сомова С.С.  пригласили студентов на консультации  по вопросам нарушений прав потребителей.

Очень важно сегодня проводить мероприятия такой направленности, которые позволяют  воспитывать правовую культуру подрастающего поколения, специалистов услуг,  бизнеса и потребителей.

Организаторы Акции благодарят всех участников мероприятия, администрацию техникума и техподдержку.

 16.03.2022 Прокопенко И.А., Сатосова Г.В.