Киноклуб «Зеркало» — это клубное формирование, основной задачей которого является коллективный просмотр и обсуждение фильмов, изучение киноискусства.
Киноклуб, организованный для обучающихся позволяет создать условия не только для просмотра и обсуждения фильмов, изучения творчества мастеров кино, знакомства с основными направлениями современного кинематографа, но и для формирования у студентов широкого спектра умений и навыков, относящихся к сфере общей коммуникативной культуры. А также может способствовать более успешной реализации образовательных программ гуманитарного и естественно-научного циклов (просмотры и обсуждения экранизаций литературных произведений, художественных фильмов исторического содержания, научно-популярных фильмов).
Цель проведения занятий в киноклубе – развитие патриотизма, самостоятельного мышления, художественно-творческих способностей, формирование нравственных и эстетических основ развития личности.
Задачи:
• обучающая – усвоение знаний об отечественном и зарубежном кинематографе, умение анализировать кинопроизведения, способность применять эти знания в иных ситуациях, рассуждать логически;
• развивающая – развитие эстетических, патриотических чувств через изучение и анализ произведений отечественного кинематографического искусства; развитие художественного вкуса, «насмотренности»; развитие умения анализировать ситуацию и делать выводы; развитие умения выражать свою мысли, аргументировать свою точку зрения;
• воспитательная – формирование нравственных, эстетических идеалов, установок у обучающихся на занятиях киноклуба.
Предполагаемые результаты
– Обеспечение познавательной задачи позволит подросткам познакомиться с кинофильмами лучших мировых режиссеров, расширить и углубить знания по истории Отечества и всемирной истории и более эмоционально воспринимать смысл и значение событий, составляющих сюжетную канву фильма.
– Обеспечение интеллектуально-эстетической задачи поможет формировать художественный вкус и чувство стиля, так как особое внимание будет уделяться авторскому киноязыку, совокупности всех художественных средств, усиливающих восприятие идеи и раскрывающих многослойность замысла.
– Коммуникативная задача обеспечит приобретение навыков общения, которое невозможно без умений высказываться, не перебивая слушать собеседника, воспринимать и принимать чужое мнение и грамотно отстаивать свое.
– Задача социализации состоит в умении осмысливать нравственные проблемы, поставленные в фильме, подходить к их решению на основе внутреннего самоанализа и вместе со сверстниками формироваться как личность, расширяя круг друзей и единомышленников, выстраивая личные ориентиры с учетом общественных.
Таким образом, в рамках киноклуба организованы различные виды коммуникативной деятельности, создающей ситуацию нравственного выбора и сопереживания именно достойным героям, соответствующим высоконравственным и этическим идеалам, реализованы условия для развития коммуникативного и презентативного навыка у подростков, чувства сопереживания, эмпатии, внимания и уважения к чужому мнению, будет удовлетворена художественно-эстетическая потребность.
Основными результатами внедрения проекта «ЗЕРКАЛО» должна стать сформированность у обучащихся следующих умений и навыков:
- делать смысловой, жанровый анализ кинофильма, выделять
стилистические особенности кинопроизведения;
- определять замысел, идейную или литературную основы, особенности драматургии кинопроизведения, высказывать суждение о его эстетической ценности;
- давать устный и письменный отзыв о кинофильме, игре актёров, составлять минирецензию на фильм, делать доклады и сообщения, слайдовые презентации в мультимедийных приложениях;
- пользоваться Интернет-ресурсами, справочной литературой, кинословарями, мультимедийными программами справочного характера;
- работать в группе, грамотно обсуждать и дискутировать, высказывать ценностные суждения в рамках своей возрастной компетенции.
Организационные формы киноклуба:
– совместный или онлайн просмотр кинопродукта, беседа, диалог, проблемная беседа.
Организация занятий предполагает полноценный кинопоказ, для которого необходимы условия, в идеале – максимально приближенные к стандартам классической демонстрации фильма в кинотеатре. Возможности современных мультимедиа позволяют это сделать.
Создание на электронных носителях собственную коллекции фильмов, ядром которой могут быть лучшие произведения мирового художественного кинематографа от классики до арт-хауса, известные экранизации литературных произведений, а также документальные ленты. Желательно сопроводить эту коллекцию текстовыми материалами информационного и аналитического характера по теории и истории киноискусства, включая обзоры творчества кинорежиссеров и кинокритику. Сейчас, благодаря интернету, недостатка в такого рода материалах нет.
Обратная связь подразумевает проведение коллективного обсуждения после просмотра фильма, а также короткое анкетирование, включающее следующие вопросы:
1. Данное занятие киноклуба было для меня (оценить по 5-балльной шкале каждый пункт):
а) интересным;
б) креативным;
в) информативным;
г) полезным.
2. Информация, полученная на занятии киноклуба:
а) расширяет мой кругозор;
б) не важна для меня;
в) усиливает мои знания и умения.
3. Желание посетить следующее занятие киноклуба:
а) да;
б) нет.
Благодаря использованию ответов, полученных с помощью анкетирования, можно получить следующую информацию:
а) о качестве, новизне проведенного занятия киноклуба (1, 2 вопросы),
б) о степени полезности занятия в киноклубе для личности обучающегося (2, 3 вопросы),
в) о желании подростка посещать занятия киноклуба в дальнейшем.
Правила написания рецензии на просмотренный фильм
Дети из бездны. Документальный фильм. Режиссер П. Чухрай |
|
Чучело. Режиссёр П.Чухрай |
|
Доживем до понедельника. Режиссер С.Ростоцкий |
|
Сашка. Режиссер А.Сурин |
|
Орел и решка. Режиссер Г.Данелия |